Организация может уменьшить свой доход на стоимость сырья и материалов при соблюдении двух условий: - материалы отпущены в производство (ст. 254 Налогового кодекса РФ); - стоимость материалов оплачена поставщикам (п. 2 ст. 318 Налогового кодекса РФ). Для отражения затрат на материалы в Книге учета необходимы как минимум три документа. Первый - это накладная, по которой материалы были оприходованы на склад предприятия от поставщика. Она подтверждает, что право собственности на эти материалы перешло к покупателю. Второй - это внутренняя накладная, требование-накладная или лимитно-заборная карта. На основании этих документов материалы передаются в производство. И третий документ - платежное поручение с отметкой банка или квитанция к приходному кассовому ордеру, которые указывают на то, что материалы оплачены. На наш взгляд, в графе 2 разд. I Книги учета нужно указать номер и дату документа, на основании которого материалы были переданы в производство, а также номер и дату документа на оплату приобретенных материалов.
Пример. ООО "Фитиль" выпускает мягкую мебель. С 1 января 2006 г. организация перешла на упрощенную систему налогообложения. В декабре 2005 г. организация перечислила аванс ООО "Хлопок" в счет поставки обивочной ткани в размере 11 800 руб. (платежное поручение N 245 от 30.12.2004). В январе 2006 г. на склад ООО "Фитиль" поступила обивочная ткань всего на сумму 46 020 руб.: - 200 метров от ООО "Хлопок" на сумму 11 800 руб., в том числе НДС - 1800 руб. (накладная и счет-фактура N 5 от 10.01.2006); - 300 метров от ЗАО "Синтетика" на сумму 10 620 руб., в том числе НДС - 1620 руб. (накладная и счет-фактура N 22 от 15.01.2006); - 100 метров от ОАО "Кожа" на сумму 23 600 руб., в том числе НДС - 3600 руб. (накладная и счет-фактура N 32 от 20.01.2006). 18 января 2006 г. была погашена задолженность перед ЗАО "Синтетика" за полученные материалы в размере 10 620 руб. (платежное поручение N 16 от 18.01.2006). В январе обивочная ткань была отпущена в производство - всего на сумму 18 000 руб.: - по требованию N 3 от 10.01.2006 100 м ткани от ООО "Хлопок" на сумму 5000 руб. [(11 800 руб. - 1800 руб.): 200 м x 100 м]; - по требованию N 15 от 15.01.2006 80 м ткани от ЗАО "Синтетика" на сумму 2400 руб. [(10 620 руб. - 1620 руб.): 300 м x 80 м]; - по требованию N 30 от 20.01.2006 30 м ткани от ОАО "Кожа" на сумму 6000 руб. [(23 600 руб. - 3600 руб.): 100 м x 30 м]; - по требованию N 48 от 26.01.2006 50 м ткани от ООО "Хлопок" на сумму 2500 руб.; - по требованию N 50 от 28.01.2006 70 м ткани от ЗАО "Синтетика" на сумму 2100 руб. В феврале обивочная ткань была отпущена в производство - всего на сумму 21 000 руб.: - по требованию N 65 от 03.02.2006 40 м ткани от ОАО "Кожа" на сумму 8000 руб.; - по требованию N 82 от 10.02.2006 90 м ткани от ЗАО "Синтетика" на сумму 2700 руб.; - по требованию N 88 от 12.02.2006 50 м ткани от ООО "Хлопок" на сумму 2500 руб.; - по требованию N 103 от 17.02.2006 30 м ткани от ОАО "Кожа" на сумму 6000 руб.; - по требованию N 115 от 21.02.2006 60 м ткани от ЗАО "Синтетика" на сумму 1800 руб. В феврале 2006 г. была погашена задолженность перед ОАО "Кожа" за полученные материалы: - п/п N 35 от 03.02.2006 на сумму 6000 руб. - п/п N 48 от 14.02.2006 на сумму 14 000 руб. Для учета материалов бухгалтер ООО "Фитиль" ведет специальный журнал. В нем он отдельно отражает информацию о каждой партии материалов, поступившей на предприятие. Данные за январь - февраль 2006 г. представлены ниже.
В I квартале 2006 г. бухгалтер ООО "Фитиль" сделал в Книге учета такие записи:
Оценка стоимости материалов, списанных в производство Статья 254 Налогового кодекса РФ разрешает оценивать списанные материалы по: - стоимости единицы запасов; - средней стоимости; - стоимости первых по времени приобретения (ФИФО); - стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО). Теоретически организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, может оценивать материалы, списанные в производство, любым из перечисленных способов. Однако на практике организовать такой учет будет достаточно сложно. Если организация в течение месяца приходует несколько партий однородных материалов, то целесообразно оценивать использованные материалы методом ФИФО. При этом, чтобы не запутаться, оплачивать материалы лучше в той последовательности, в которой они поступили на склад предприятия.
Пример. ООО "Силуэт" занимается пошивом постельного белья. Основной поставщик предприятия - ткацкая фабрика ООО "Ивановские ситцы". С 1 января 2006 г. ООО "Силуэт" применяет упрощенную систему налогообложения. На начало II квартала 2006 г. на складе предприятия числилось 200 м ткани по учетной стоимости 4000 руб. Они были оплачены 20 марта (п/п N 63). 2 апреля 2006 г. на склад поступило 1000 м ткани по накладной и счету-фактуре N 98 на сумму 27 140 руб., в том числе НДС - 4140 руб. Ткань была частично оплачена: - 1 апреля - 500 м (п/п N 74 на сумму 13 570 руб., в том числе НДС - 2070 руб.); - 8 апреля - 300 м (п/п N 79 на сумму 8142 руб., в том числе НДС - 1242 руб.); - 13 апреля - 200 м (п/п N 83 на сумму 5428 руб., в том числе НДС - 828 руб.). 16 апреля 2006 г. на склад было оприходовано 800 м ткани по накладной и счету-фактуре N 124 на сумму 23 600 руб., в том числе НДС - 3600 руб. В этот же день ткань была оплачена (п/п N 89). В течение месяца в производство было отпущено всего 1400 м: - по требованию N 93 от 03.04.2006 - 800 м; - по требованию N 108 от 17.04.2006 - 600 м. Остаток ткани на складе на 1 мая 2006 г. составил 600 метров. Организация оценивает материалы, списанные в производство, методом ФИФО. Всего поступило в апреле на склад 1800 м ткани на сумму 43 000 руб. (27 140 - 4140 + 23 600 - 3600).
Затраты, связанные с приобретением материалов Согласно п. 2 ст. 254 Налогового кодекса РФ в стоимость материалов помимо цены приобретения включаются также: - комиссионные вознаграждения, уплаченные посредническим организациям; - ввозные таможенные пошлины и сборы; - расходы на транспортировку; - другие затраты, связанные с приобретением материальных ценностей. Для того чтобы эти затраты были признаны расходами в целях расчета единого налога, они должны быть оплачены. Таким образом, если в ходе приобретения материалов организация понесла дополнительные затраты, то стоимость материалов можно будет признавать в качестве расходов только при одновременном выполнении трех условий: - стоимость материалов оплачена поставщику; - материалы списаны в производство; - затраты, связанные с приобретением материалов, оплачены.
Пример. ООО "Навигатор" занимается остеклением балконов. С 1 января 2006 г. организация применяет упрощенную систему налогообложения. Затраты, связанные с приобретением материалов, организация учитывает отдельно от стоимости материалов. Для поиска поставщика материалов был заключен договор с ООО "Фигаро" на сумму 1180 руб., в том числе НДС - 180 руб. (счет-фактура N 88 от 02.06.2006). ООО "Навигатор" 2 июня 2006 г. получило от ЗАО "Пихта" 1000 кв. м вагонки, которую организация использует для внутренней отделки балконов (накладная и счет-фактура N 99 от 02.06.2006). Стоимость материалов составила 59 000 руб., в том числе НДС - 9000 руб. Материалы были оплачены платежным поручением N 155 от 03.06.2006. Доставку вагонки осуществлял ПБОЮЛ Курчатов А.А., стоимость услуг которого составила 2950 руб., в том числе НДС - 450 руб. (счет-фактура N 77 от 02.06.2006). Вагонка была списана в производство на основании требования: - N 30 от 02.06.2006 - 500 м; - N 40 от 16.06.2006 - 400 м; - N 50 от 30.06.2006 - 100 м. ООО "Навигатор" включает затраты на приобретение материалов в их стоимость.
Учет импортных материалов При ввозе материалов на таможенную территорию РФ предприятие должно уплатить НДС, таможенную пошлину и сборы. Иначе товары не выпустят с таможенного терминала. Сумму НДС, уплаченную на таможне, можно сразу списать на расходы предприятия. А вот таможенную пошлину и таможенные сборы нужно включить в стоимость приобретенных материалов. Обратите внимание! Стоимость импортного товара, которая выражена в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату оплаты, а не на дату оприходования товара.
Пример. С 1 января 2006 г. ЗАО "Метелица" использует упрощенную систему налогообложения. Для производства газированных напитков было импортировано 9000 л концентрата апельсинового сока у зарубежного партнера - фирмы "Экшн". Таможенная стоимость материала равна его контрактной стоимости - 10 000 евро. Курс евро на дату оформления ГТД составил 36 руб. 5 июня 2006 г. на основании ГТД N 08502/050606/0028900 с расчетного счета предприятия были перечислены следующие таможенные платежи: - таможенная пошлина п/п N 91 на сумму 18 000 руб. (10 000 евро x 36 руб/евро x 5%); - таможенный сбор за оформление товаров в рублях п/п N 92 на сумму 360 руб. (10 000 евро x 36 руб/евро x 0,1%); - таможенный сбор за оформление товаров в валюте п/п N 93 на сумму 180 руб. (10 000 евро x 36 руб/евро x 0,05%); - НДС п/п N 94 на сумму 68 040 руб. [(10 000 евро x 36 руб/евро + 18 000 руб.) x 18%]. Материалы были оприходованы 05.06.2006 в евро. Таможенную пошлину и таможенные сборы ЗАО "Метелица" включит в стоимость импортированных материалов. В июне была погашена задолженность перед поставщиком: - заявление на перевод N 11 от 01.06.2006 на сумму 5000 евро (курс 35,8 руб/евро); - заявление на перевод N 12 от 20.06.2006 на сумму 5000 евро (курс 36,2 руб/евро). Концентрат апельсинового сока был списан в производство на основании требования- накладной N 41 от 09.06.2006 - 2000 л; N 46 от 16.06.2006 - 4000 л; N 54 от 30.06.2006 - 3000 л. Предварительно бухгалтер рассчитал учетную стоимость концентрата апельсинового сока.
|