Несмотря на длительную историю развития рыночной экономики, в мировой практике нет унифицированного определения малого бизнеса. Более того, в большинстве развитых стран, как правило, не существует общего определения того, какие предприятия являются малыми. В то же время применяется более детальное деление предприятий по их размерам (микро-, малые, средние), при этом, как и в российском законодательстве, наиболее распространенным критерием является численность работников, наряду с которыми применяются и показатели, не контролируемые отечественным законодательством - оценка чистых активов, финансовая независимость собственников предприятия и т.д. К примеру, в бельгийском законодательстве существует несколько определений малого и среднего бизнеса, различающихся, прежде всего, в зависимости от территории. Общим остается ограничение на число работающих (не более 50 человек). В Великобритании также отсутствует единое определение сектора малого и среднего бизнеса. Чаще всего, с точки зрения количества работников, к малым и средним относят предприятия с числом работающих не более 250 человек. Нет единого официального общепринятого определения малому и среднему бизнесу и в Ирландии. Обычно под малыми и средними подразумеваются предприятия с числом работающих не более 500 человек.
В Италии принята следующая классификация предприятий в зависимости от численности работающих.
|
Микро- предприятие |
Малое предприятие |
Среднее предприятие (малое) |
Среднее предприятие (большое) |
Число работающих
|
не более 19 человек |
от 20 до 99 человек |
от 100 до 199 человек |
от 200 до 499 человек |
В то же время существуют крупномасштабные исследования западных экономистов по выработке обобщенного определения для малых фирм. В частности, Р. Бруксбэнк [Brooksbank R. Defining the small business: a new classification of company size / Entrepreneurship & Regional Development, Taylor&Francis Ltd. - 1991, N 3, p. 17 - 31] предлагает для выработки обобщенного определения малого бизнеса установить, что есть размер предприятия, как следует измерять размер и где проходит линия раздела. Это связано с тем, что в разное время разными авторами предлагались такие варианты раскрытия понятия размера предприятия, как, например, "масштабность операций" ("the scale of operations") или "пределы организации (организационной структуры) и ее ответственности (задач)" ("the scope of an organization and its responsibilities") [65]. Различные исследователи предлагали для определения понятия малого бизнеса использовать количественные, качественные или комбинированные показатели. Именно количественные показатели положены в основу определения малого бизнеса, принятого ЕС. Однако и в различных выпусках Европейского обозрения малых и средних предприятий (The European Observatory for SMEs) использовались не одинаковые категории малых и средних предприятий [OECD SME Outlook, Paris, 2000]. Так, в Европейском обозрении N 1 малых и средних предприятий выделялись группы.
Критерии отнесения предприятий к малым и средним в ЕС согласно Обозрению N 1
|
Для микро- предприятий |
Для малых предприятий |
Для средних предприятий |
Для крупных предприятий |
Число работающих |
не более 9 человек |
от 10 до 49 человек |
от 50 до 249 человек |
500 человек и более |
В последующих выпусках Европейского обозрения малых и средних предприятий использовались другие группировки. В частности, Европейское обозрение N 6 малых и средних предприятий использовало следующую численность работников.
Критерии отнесения предприятий к малым и средним в ЕС согласно Обозрению N 6
|
Для микро- предприятий |
Для малых предприятий |
Для средних предприятий |
Для крупных предприятий |
Число работающих |
не более 9 человек |
от 10 до 49 человек |
от 50 до 249 человек |
250 человек и более |
Дополнительными критериями отнесения предприятий к малым и средним по классификации ЕС являются показатели товарооборота и величина общего баланса. А вот Х. Велу [Velu H.A.F. The Development Process of The Personally Managed Enterprise. - European Foundation for Management Development's, 10th Seminar on Small Business, 1980, p. 1 - 21], наряду с рядом других экономистов, в своих исследованиях использует исключительно качественные параметры. Он исследует процессы развития организаций, для чего идентифицирует ряд характеристик, присущих предприятиям разного размера - от малых до крупных.
Качественные параметры определения размера фирмы по X.Велу
|
Малый бизнес |
Малый и средний бизнес |
Средний и крупный бизнес |
Крупный бизнес |
Цели |
Определяются рынком, интуитивно, с импровизациями |
Корректируются рынком и специальной стратегией, интуитивно |
Корректируются рынком и стратегией, изобретательно |
Доминирование на рынке, систематически и стратегически |
Менеджмент |
Личный, авторитарный, прямой |
Личный, консультации с ключевыми партнерами, специалистами |
Личный, небольшая команда специалистов, использование внешних экспертов |
Командный, большая команда специалистов, функциональная оргструктура, консультационная структура |
Продукт |
Нет планирования, нет маркетинговых исследований |
Краткосрочное планирование без маркетинговых исследований |
Краткосрочное и нерегулярное долгосрочное планирование, несистемати- ческие маркетинговые исследования |
Долгосрочное планирование, регулярные маркетинговые исследования |
Персонал |
Личные отношения "босс - сотрудник" по принципу "большая семья", высокая степень мотивации и вовлеченности, слабое влияние профсоюзов |
Личные отношения "наниматель - коллектив сотрудников", некоторая степень вовлеченности, небольшое влияние профсоюзов |
Отношения сотрудничества, организационная "среда", некоторая степень мотивации, усиление влияния профсоюзов, совет трудового коллектива |
Строгая иерархия отношений, сотрудничество в коллективах, отсутствие вовлеченности (только у топ-менеджеров), трудно повысить мотивацию, сильные профсоюзы |
Финансы |
Семья, банк |
Семья, банк |
Семья, банк, акции |
Банк, акции |
На основе проведенного исследования Велу делает вывод о том, что британские средние по размеру компании - это предприятия с численностью занятых от 25 до 500 человек. Характерным примером комбинированного подхода является определение малой фирмы, предложенное в 1971 г. в докладе Болтонского комитета (Великобритания), явившемся, по сути, первым примером серьезного рассмотрения проблемы развития малого бизнеса. В нем приведены результаты сравнительного анализа некоторых аспектов развития малых фирм в разных странах, что было первой попыткой осмысления проблемы малых и средних предприятий в международном контексте [Bolton Committee Report (1971)]. Пытаясь устранить недостатки количественного подхода, Болтонский комитет предложил так называемые "экономическое" и "статистическое" определения малой фирмы. Согласно экономическому определению, к малым относятся фирмы, удовлетворяющие следующим трем условиям: - фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве ее сферы деятельности; - управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями) лично, а не посредством формализованной управленческой структуры; - фирма является независимой (не представляет собой часть крупного предприятия). В качестве "статистических" критериев Болтонским комитетом были предложены следующие значения.
Статистическое определение малой фирмы по методологии Болтонского комитета
Отрасли |
Определение |
Промышленность |
Число занятых не более 200 |
Строительство, добыча полезных ископаемых |
Число занятых не более 25 |
Розничная торговля, услуги |
Оборот не более 50 000 ф. ст. |
Продажа автомобилей |
Оборот не более 100 000 ф. ст. |
Оптовая торговля |
Оборот не более 200 000 ф. ст. |
Транспорт |
В собственности фирмы не более 5 транспортных средств |
Общественное питание |
Все самостоятельные предприятия, исключая чьи-либо отделения и предприятия, управляемые пивоваренными заводами |
Длительные дебаты специалистов западных стран по проблеме определения малого и среднего бизнеса пока не закончены, а исследования в этом направлении в России находятся только на начальном этапе (например, наше законодательство пока никак не определяет понятие среднего бизнеса). А ведь отнесение предприятия к малому, среднему или крупному важно и для самого предприятия, и для государства. За разделением малого и крупного бизнеса лежат не только количественные признаки, но и качественные экономические различия, которые выражаются в особенностях внешних условий развития предприятий разных размеров, источниках финансовых и материальных ресурсов и возможностях доступа к ним, специфике менеджмента, политике в отношении трудовых ресурсов и др.
 |