Среди многих наших современников бытует мнение, что существующие железнодорожные пути существовали практически всегда и имели точно такой же вид какой мы наблюдаем и на сегодняшний день, присутствуя на том же железнодорожном вокзале встречая или провожая поезда.
Однако историческая сущность данного вопроса имеет несколько иную картину, и более древнюю, чем это кажется на первый взгляд. В принципе первое подобие современного железнодорожного рельса имело место ещё в древнем Риме, при перемещении каких либо габаритных грузов в виде тех же мраморных памятников или элементов строительных конструкций. В данном случае на грунт по всему маршруту перемещения груза укладывались деревянные балки, по которым и перемещался необходимый груз. При этом для снижения трения деревянные балки натирались животным жиром и при перемещении обильно поливались водой.
Где-то аналогичные конструкции, по мнению историков, применялись и в долее древний период существования человечества. В частности это касается строительства тех же египетских пирамид и каменных пирамид возведённых племенами ацтеков и майя. Однако если вернутся в более реальные времена, то первые упоминания об оборудовании рельсового пути на конной тяге относится к середине XVI века, когда в Европе на угольных шахтах и рудниках для транспортировки того или иного материала транспортные тележки перемещались по деревянным брусьям, так называемым "лежням". В этом плане на лицо был чисто экономический эффект, так как по рельсовому пути одна лошадь могла перемещать груз в три или четыре раза больше, чем при перемещении этого груза по открытому грунту.
Но учитывая, то обстоятельство, что деревянные конструкции рельс довольно быстро изнашивались, то отдельные владельцы шахт и рудников начали применять рельсы, выполненные из металла, который во много раз превосходил древесину по износостойкости. При этом для предотвращения схода транспортных тележек с рельсового пути рельсы начали фиксировать на грунте специальными приспособлениями так называемыми "закраинами". Однако, размещение металлических рельс на "голом" грунте имело и свои недостатки. При неблагоприятных климатических условиях, особенно при избытке атмосферной влаги, рельсовое полотно углублялось в грунт, тем самым нарушая горизонтальную плоскость всего рельсового пути. Такого рода изменение довольно часто приводили не только к разрушению рельсового пути в целом, но и к опрокидыванию транспортных вагонеток.
С учётом этого начиная с XVIII века металлические рельсы начали укладываться на шпалы, которые равномерно распределяли общую нагрузку транспортируемого груза на грунт. При этом строит отметить, что на сегодняшний день на отечественном рынке наиболее востребованными являются