Авторизация


Главная / Наш город / История Барнаула 
История Барнаула

Город Барнаул был основан в 1730 (по другим сведениям, в 1739) горнозаводчиком Акинфием Демидовым.

 

Демидовский период (1730—1745)

200px-A_N_Demidov

Акинфий Никитич Демидов

Исследователи связывают основание Барнаула с началом строительства медеплавильного завода Акинфия Демидова, получившего земли в аренду от государства. Известно, что именно в 1730 г. Демидов перевел на Алтай 200 приписных крестьян для закладки заводов. 29 сентября 1739 г. было начато строительство Барнаульского завода. В том же году был проложен отводной канал и построена плотина. В 1741 г. построена Барнаульская крепость. Деревня Усть-Барнаульская, отстоявшая от заводской плотины всего на 2 версты, была приписана к заводу в 1742 г. Позднее Демидов в тайне от императорской фамилии начал выплавлять золото и серебро, о чем узнали в Петербурге.







Кабинетский период (1747—1883)

Altai-old2

Одна из улиц города в XIX веке

В 1771 Барнаул получает статус «горного города» (позднее в 1846 году появился свой герб, на котором были изображены белая скачущая лошадь и действующая сереброплавильная печь. Эта печь — символ горного производства, подчёркивала главное богатство города — серебро, а лошадь изображалась на гербе Томской губернии, в состав которой входил тогда Алтайский округ). А для подготовки необходимых кадров в 1779 г открыто горное училище — первое в Сибири.

В этот век Барнаул развивался на территории, ограниченной с востока и юго-востока рекой Обью, а с юго-запада и запада ленточным бором. С северной стороны таких естественных рубежей не было. Северная граница обозначалась на планах Барнаула 1786, 1826 и 1837 годов прямой линией, параллельной улицам. Эта черта не могла остановить городскую застройку, которая стала постепенно раширяться на север.

Несмотря на отдалённость от центра России, Барнаул рос и развивался: в 1835 году жителей в городе было более 9 тыс. человек.

Застройка кварталов шла под влиянием архитектуры Петербурга. К середине XIX века в городе было 33 улицы и переулка, 1725 домов (из них 15 каменных), пять церквей, в том числе лютеранская.

О высокой культуре жителей — офицеров, чиновников, инженеров, купцов, промышленников — говорит заметка П. П. Семенова-Тян-Шанского: «Барнаул… был, бесспорно, самым культурным уголком Сибири, и я прозвал его сибирскими „Афинами“».

Город становится крупным культурным и научно-техническим центром России.

В 1764 году открывается техническая библиотека с фондом 7 тыс. томов.

В 1786 г. в архивных документах упоминается Барнаульский «театральный дом».

А в 1827 г. открывается первая типография.

П. К. Фролов организовывает Краеведческий музей — один из первых в Сибири.

В XIX веке город посещали со своими экспедициями всемирно известные писатели, путешественники и ученые: Ф. М. Достоевский, А. Гумбольдт, К. Ф. Леденбур, А. Э. Брем. Они оставили в своих дневниках впечатления о городе, поразившем их своим великолепием, высокообразованным обществом горных инженеров и офицеров, существованием таких культурных учреждений, как любительский театр, музей, библиотеки.

В XVIII—XIX вв. с Барнаулом были связаны судьбы замечательных изобретателей и ученых, в первую очередь это И. И. Ползунов, построивший в 1763—1766 гг. первый в мире паро-атмосферный двигатель непрерывного действия. Здесь же работали строитель чугунно-рельсовой дороги, инженер и общественный деятель П. К. Фролов, металлург, раскрывший тайну булата, П. П. Аносов.

В XVIII — первой половине XIX веков на Алтае выплавляли 90 процентов российского серебра — по 1000 пудов в год.

Барнаульский сереброплавильный завод по праву считался самым крупным — на нём действовало 13 плавильных печей, дававших около 450 пудов серебра ежегодно. Поэтому не случайно Барнаул за короткое время году из небольшого заводского посада стал одним из крупнейших городов в Сибири.

По данным административного учета, население города к 1870-м годам составляло 13-14 тыс. человек, из которых 30-45 % приходилось на военных, чиновников и членов их семей.

Купеческий период (1883—1917)

220px-Barnaulframentkarta1

Фрагмент плана города Барнаула,
выполненного чертежником
Е. Ереминым в 1894 году.

Отмена крепостного права, истощение природных ресурсов, неспособность заводского руководства работать в новых условиях, привели к упадку горного производства и закрытию в 1883 году Барнаульского завода. Но в это же время город становится крупным торговым центром развивающегося сельскохозяйственного региона. В городе того времени существует кожевенное, свечное, кирпичное, пивоваренное, содовое, шубное, лесопильное и другие производства. Это позволило выйти барнаульским товарам не только на российский, но и на международный рынок.

С 1880 года граница городских земель проходила по Малой Алтайской улице (сейчас им. В. П. Чкалова). Однако к концу XIX века появились 3-я, 4-я, 5-я и 6-я Алтайские улицы, формально расположенные запределами Барнаула. Увеличение численности населения делало необходимым расширение территории города. В августе 1910 года император Николай II подписал указ о предоставлении в собственность Барнаулу земель Кабинета его императорского величества за выкуп.

В начале 1915 года состоялось открытие Алтайской железной дороги, что еще больше подтолкнуло развитие города, население которого уже насчитывало 40 тыс. человек. И уже в мае 1915 года Барнаульская дума обсудила и одобрила новый план развития города.

Социальная сфера того времени развивалась благодаря купцам-меценатам и общественным деятелям города.

В 1893 г. В. К. Штильке организовывает Общество попечения о начальном образовании и к 1910 году в Барнауле уже насчитывается 29 учебных заведений. В 1895 г. строится Богородице-Казанский женский монастырь. А в 1899 г. открыта Городская больница. Проходят первые сеансы «синематографа». Городская дума в 1914 г. постановила закрыть все пятнадцать домов терпимости.

2 мая 1917 года в Барнауле произошел грандиозный пожар. Выгорело 60 кварталов. Без крова остались до 20 тыс. человек, погибло 34 человека. От пожара 1917 года сильно пострадала городская архитектура, в пожаре погибли многие здания, особенно деревянные постройки.

Советский период (1917—1991)

17 июня 1917 года Временное правительство выделило южную часть Томской губернии в Алтайскую с центром в Барнауле. Здесь был образован временный губернский исполком, параллельно с которым действовали и Советы при поддержке барнаульского гарнизона.

7 декабря 1917 года, большевики взяли власть в городе. Почти сразу же после этого вышло постановление об изъятии излишков продовольствия и национализации, что подорвало авторитет Советской власти. Под угрозой военного столкновения с чехословацким корпусом, военно-революционный комитет, во главе с Присягиным принял решение оставить Барнаул. Советская власть вернулась в город только 11 декабря 1919 года вместе с Красной армией и партизанами.

После гражданской войны город начал меняться: если раньше это был крупный промышленный центр, то теперь многие горожане стали обзаводиться огородами, скотом, занимались кустарными промыслами, в городе появились коллективные хозяйства.

Индустриализация и коллективизация сильно повлияли на развитие города. В город переселяются жители деревень и малых поселков, а сам город, фактически, становится центром агропромышленного комплекса региона.

В 1923 г. вступила в строй городская центральная электростанция.

А в 1926 г. по решению горсовета спущен Барнаульский пруд.

В 1929 г. в Барнауле появляется городской радиоузел. Открыта первая автобусная линия «Базар — Вокзал». И в 1933 г. организовано первое высшее учебное заведение в городе — учительский институт (Барнаульский государственный педагогический институт).

В 1932 году был заложен крупнейший в Западной Сибири меланжевый комбинат, параллельно с ним шло строительство невиданного ранее в городе комплекса «соцгородка» — жилых зданий, детских садов, школ, медицинских учреждений для тех, кто трудился на этом предприятии.

В связи с образованием в 1937 году Алтайского края, Барнаулу был присвоен статус его административного центра.

Согласно генеральному проекту развития города от 1937 года, основными магистралями должны были стать Ленинский проспект и 2-3 Алтайские улицы, объединенные зеленой полосой скверов. Вокруг центральной площади, на пересечении этих улиц проектировались здания в 5-6 этажей для административных и хозяйственных учреждений, банка, НКВД.

Здание городского совета предполагалось построить в центре площади, отодвинув его в сторону реки Оби. Перед ним пространство для демонстраций и митингов, далее сквер с партерной зеленью и обелиском. В этом же проекте была впервые заложена идея Обского бульвара. Однако война внесла свои коррективы — центральная площадь так и не сформировалась, а главные улицы остались с деревянной застройкой.

Во время Второй мировой войны в городе на постоянной основе разместилось около ста промышленных предприятий из Москвы, Ленинграда, Одессы, Харькова, других городов, временно оккупированных фашистскими войсками. Они стали основой промышленности города (назад возвращены не были). В городе стали работать крупные машиностроительные предприятия — заводы «Трансмаш», котельный, станкостроительный, выпустил первую продукцию радиозавод.

Город поставлял фронту танковые дизельные моторы, кислородно-дыхательную аппаратуру для летчиков, обмундирование, полушубки, валенки. По некоторым данным, около половины патронов, использованных Советской Армией во время войны, было произведено в Барнауле на станкостроительном заводе.

Послевоенные годы ознаменовались бурным развитием химической промышленности. В 50-60-е годы были построены заводы химического волокна, шинный, асбестотехнических изделий, ряд других. Впервые была предпринята попытка, решить жилищную проблему и переселить барнаульцев из ветхих деревянных домиков в относительно благоустроенные «пятиэтажки». Так появились районы массовой, «поточной» застройки — Поток, а вслед за ним Черёмушки, Солнечная поляна, Урожайный.

Современный период (с 1992 года)

Barnaul_-_building_with_spire

«Дом под шпилем»

С распадом СССР и изменением политико-экономической ситуации в стране, новые веяния и проблемы коснулись Барнаула.

Крупнейшие промышленные предприятия оказались на грани банкротства (Моторный завод, Трансмаш, ХБК и др.). Город из преимущественно промышленного центра переквалифицировался на другие сферы экономики. С середины 90-х годов XX века в городе началось бурное развитие торговли, сферы услуг, строительной и пищевой промышленности. Облик города меняется до неузнаваемости. Несмотря на ветшание старого жилого фонда окраин, в центральной части растут крупные торговые и офисные центры, элитные жилые дома. Основной проблемой становится транспорт — спроектированные с учётом советских генпланов улицы и проспекты города уже не могут обеспечивать необходимую пропускную способность автомобилей. Последнее крупное решение этой проблемы произошло в 1996 году со строительством нового автомобильного моста через Обь.

С 2001—2002 годов город постепенно выходит из экономического кризиса 90-х, в сфере торговли появляются крупнейшие торговые федеральные сети. Частный бизнес активно вкладывает деньги в сферу услуг и развлечений. Новые инвесторы частично реанимируют промышленность. Возобновляется выпуск шин, дизелей, форсунок, патронов, механических прессов и др. Город входит в свой второй «купеческий период».

Летом 2006 года, после посещения города премьер-министром М. Фрадковым, были реконструированы фасады зданий на проспекте Ленина.





Литература

Энциклопедия Алтайского края.
Энциклопедия «Барнаул».
Город, который он любил. Барнаул, 2005.
Страницы истории Алтая. 1998 г. Календарь памятных дат. Барнаул, 1997.
Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае. Барнаул, 1997.
Предприниматели и предпринимательство в Сибири (XVIII — начало XX вв).
Судьбы. Барнаул: Издание управления архивного дела администрации Алтайского края, 1996. 199 с.
Василий Фёдорович Гришаев: Биобиблиографический указатель. Барнаул, 1996.
Кошинский, Кухарская В. Л., под редакцией. Климат Барнаула. —- Новосибирск: ЗапСибНИИ, 1984 г. —- 125 с. —- УДК 551.5821.1 (571.15-21).

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Просмотры: 75656
Комментарии (3)Add Comment
2019
...
Автор: Shamanchik, марта 30, 2011
На первом фото - улица Петропавловская (ныне Ползунова). Здание, что на переднем плане, стоит там до сих пор.
0
...
Автор: Владимир Потапенко, апреля 04, 2010
Многие годы изучаю творчество академика АХ России, народного художника России скульптора Г.Д. Ястребенецкого. Знаю, что он сделал целый ряд работ для Барнаула. Но не могу их увидеть в иллюстрациях города. Помогите, пожалуйста, найти их или узнать их судьбу. Среди его работ для Барнаула: мемориальные доски М.И. Ворожцову, Д. Герасимову, М.И. Калинину, И.И. Ползунову, Е.М. Ярославскому; портреты для памятников-бюстов И.И. Ползунову, Якову Попову. Заранее благодарен за помощь, Владимир Потапенко.
0
...
Автор: Баунти, января 16, 2010
Люблю свой город и горжусь его историей. Хотелось бы дополнить, после майского пожара в 1917 году встал вопрос о застройке города. В те времена были модными утопические города-сады, описанные в книге какого-то англичанина. Суть вот в чем: дома-фигурки, ни один не повторяет другой, от центра города как лучи расходятся улицы (вот наглядная картинка "Дом под шпилем" на площади октября, обратите внимание как там расположены пр. Калиниа, пр. Ленина, улица Советская(вроде), пр. Строителей), транспорт в городе не ходит - только по кольцу на окраине, чтобы не мешать жителям наслаждаться спокойной жизнью, все засажено растениями. Даже был утвержден план. Хотели строить с центром на Московском (Ленинском) проспекте, однако даже в те времена земля была дорогая, поэтому центр города-солнце расположен на жилплощадке - это вроде пл. Текстильщиков современная. (проспект Калинина, ТЮЗ). В те времена прошла революция, как раз через 2 года она докатилась до Барнаула и проект был закрыт. Однако, энтузиасты все таки построили что то подобное, можете обратить внимание, проезжая по проспекту Калинина, НЕТ НИ ОДНОГО ОДИНАКОВОГО ЗДАНИЯ!!! И такой интересный момент, железная дорога, которая идет от вокзала в Новоалтайск (т.е. через Обь), расположена в углублении - оказывается это искусственно созданный ров, как раз по идее города-солнца, чтобы местные жители могли наслаждаться жизнью в городе smilies/smiley.gif ЗЫ. надеюсь не сильно исказила факты. А еще: Достоевскому не особо понравился Барнаулsmilies/sad.gif
Может быть кто-нибудь поделится историей здания под Шпилем??

Написать комментарий
меньше | больше

busy
 

© VIP-Барнаул | Информационно развлекательный портал города Барнаула.

Знакомства в Барнауле, новости Барнаула и Алтайского края, объявления, каталог фирм и организаций Барнаула.

NASH_GOROD_BARNAUL2.jpg